www.enoch.ru - Богословие Апокалипсиса: толкование . e-mail: mail@enoch.ru

www.itheology.ru - Интеллектуальное богословие. e-mail: Elovikov@list.ru

 

4. Дополнения и изменения к толкованию 1-7 глав

 

В самом начале толкования 1-3 глав, посланий Иисуса Христа к семи церквам, я указал на расположение этих церквей (городов) на карте и отождествил их, в порядке их расположения, с «кривой этногенеза». Сейчас я вынужден признать свою ошибку: эта карта-график, показывающая изменение уровня духовности церкви, принципиально отличается от кривой этногенеза. Уровень пассионарного напряжения этнической системы на кривой этногенеза характеризуется быстрым нарастанием и медленным спадом, а по библейским картам видно и можно понять, что уровень духовности церкви не нарастает, а даётся сразу.

Действительно христианская церковь в Пятидесятницу получила Духа Святого в полноте, ибо не мерою даёт Бог Духа (Иоан.3.34), значит, этим график отличается от кривой этногенеза. Соблюдая очерёдность посланий, переложу схему расположения церквей из пространства на карте на график во времени. На этом графике эволюции церкви по оси ординат откладывается уровень духовности, а по оси абсцисс время в годах. Поскольку церковь связана с миром, я снизу дополнил график понятиями о человеке и рисунок объединил два процесса, которые можно рассматривать раздельно и в совокупности.

 

Всё, что в мире (1 Иоан.2.16) находится в районе отметок от 0 до 3. Этот процесс можно рассматривать как процессы самоорганизации в сильно неравновесной области. Данный уровень духовности, соответствующий миру человека, этносов и государств, я обозначил цифрами. Питательной средой живых организмов в этом процессе являются структуры физического вакуума или мир духов, воздействие которых на человека проявляется, например, через пассионарность. Здесь кипят страсти и правят чувства, власть которых должна бы ограничиваться интеллектом и совестью.

Другой процесс происходит в районе отметок от А до Е в соответствии с линейным графиком в слабо неравновесной области. Данные процессы духовного самосовершенствования и спасения души происходили в церкви. Чтобы подчеркнуть принципиальное отличие этих двух процессов, уровень духовности здесь обозначен буквами. Проницаемую границу или среду, разделяющую эти два процесса – мир чувственный и мир духовный – я назвал «язычество». Так Христос разделил на земле (Лук.12.51) эти два мира – они в разных духовных измерениях. В соответствии с законами термодинамики такое разделение процессов мешает естественному возрастанию энтропии.

Данный рисунок объединяет термодинамическую эволюцию и биологическую эволюцию. Духовная эволюция происходит по аналогии или в соответствии с законами термодинамики, где энтропия работает как принцип отбора и здесь необходимы усилия по самосовершенствованию, чтобы продолжить жизнь. Особенность термодинамической эволюции заключается в том, что система забывает начальные условия и рано или поздно переходит в состояние равновесия (хаоса). Богословская интерпретация «забывания начальных условий» соответствует искажению учения Христа и замена его учением церкви.

Результаты биологической эволюции совсем другие: это самоорганизация от простого к сложному. То есть в первом случае идёт упрощение, а во втором усложнение. Однако, в обоих случаях всё зависит от возможности взаимодействия организмов с питательной средой и свойств этой питательной среды. Поэтому сейчас мы видим в мире два встречных процесса: духовная деградация происходит на фоне научно-технического прогресса.

Парадокс заключается в том, что духовная эволюция сознательна: у неё имеется цель – вечная жизнь, а биологическая эволюция бессознательна: у неё нет осмысленной цели. Значит, наличие и необъяснимость этого парадокса (не может ведь человечество сознательно духовно деградировать) подтверждает соответствие духовной эволюции законам термодинамики. Так, например, ветхозаветная церковь деградировала до убийства Иисуса Христа, а новозаветная церковь деградировала до идолопоклонства и Антихриста.

Если термодинамическую и биологическую эволюции рассматривать в совокупности, то эту систему можно объяснить по аналогии или в соответствии с теоремой лауреата нобелевской премии И. Пригожина о минимальном производстве энтропии системой в слабо неравновесном стационарном состоянии. Эта система объединяет два разных процесса, разделённых проницаемой граничной средой, которая мешает системе перейти в состояние равновесия (хаоса).

 

graph670.gif (30802 bytes)

 

Проекции из точек (церквей) на ось абсцисс дают четыре интервала времени – это четыре апокалиптических всадника, о которых говорится в толковании 4-7 глав. Вероятно, эти интервалы времени равны, а если отличаются, то не в разы, потому что коней со всадниками в каждом случае по одному, значит, каждый промежуток времени около 500 лет.

В соответствии с вышеизложенным можно сказать, что белое время первого всадника с луком символизирует выстрел из лука вертикально вверх, потом остановка стрелы и начало её полёта вниз по наклонной линии, и далее до отметки «ниже плинтуса». Я попытался обозначить границы между интервалами времени событиями из истории церкви и вот что получилось:

33-й г. Пятидесятница, сошествие Святого Духа на церковь.

431 г. Догмат о матери Бога на 3-м Вселенском соборе.

1054 г. Разделение церквей на восточную и западную.

1453 г. Падение Константинополя, разорение Византийской церкви.

1917 г. Государственный переворот в России, разорение Русской церкви.

Здесь промежутки времени между указанными датами составляют от 400 до 600 лет, что не выходит за пределы допустимого – 20 % от среднего значения.

На графике видно, что начало деградации или снижение уровня духовности по оси ординат начинается с Пергама – это 3-й Вселенский собор с его догматом о матери Бога. Епископы 3-го Вселенского собора не смогли поразить сатану в голову, в лице Кирилла Александрийского, поэтому сатана ужалил церковь в пяту (Быт.3.15). Его яд стал медленно распространяться в теле церкви – это означает рост духовной энтропии или неведения.

 

Имеется закон, согласно которому частичное неведение будет быстро возрастать и вскоре… превратится в тотальное неведение. Как отметил Макс Борн, достаточно того, что нам неизвестна координата или неизвестен импульс одной единственной молекулы: при этом допущении наше незнание вскоре распространится на всю систему, причем даже если вначале были известны точные координаты и импульсы всех других молекул. «Необратимость, - пишет он, - является, таким образом, следствием явного введения неведения в наши фундаментальные законы». Возрастание незнания действительно обнаруживает общие черты с больцмановским возрастанием беспорядка. Вместе с тем это достаточно различные явления. Главная отличительная особенность состоит в том, что неведение всегда возрастает[1].

*

Таким образом, церковь получила Святого Духа в полноте, но вместила (Иоан.16.12-14) сколько смогла «переварить» или понять на то время. В статье «О Христе и церкви» я обьяснил, что Дух Святой можно назвать «питательной средой» для тела церкви. Он делает церковь живым организмом, поэтому называется животворящим. Люди как члены церкви, составляющие её тело, обязаны были сохранить Духа истины, которого мир не может принять (Иоан.14.17). Здесь Дух Святой назван Духом истины, отсюда следует, что всякое искажение истины нарушает связь людей и церкви со Святым Духом. Поэтому вера должна быть истинной, а не искренной как сейчас принято говорить.

Православные искренне верят матери Бога, однако, практически сейчас очень просто с научной точки зрения решить вопрос о наличии у Бога матери. В соответствии с современыми знаниями о вселенной понятие Бог Отец распространяется на всю вселенную, а Иисус Христос – это явление Сына Божьего на планете Земля в солнечной системе, которая находится на окраине одной из множества галактик. Получается, что понятие мать Бога распространяется на всю вселенную, но это явный абсурд. Значит, прав был Несторий и мать Иисуса можно было бы назвать мать Христа, но не мать Бога.

Таким образом, человечество планеты Земля в лице христианской церкви смогло вместить Святого Духа до отметки «е» по оси ординат. Этим самым, в соответствии с законом возрастания духовной энтропии, задало определённый отрезок времени на оси абсцисс. Можно предположить, что на других планетах в других звёздных системах и галактиках аналогичные процессы духовной эволюции происходят иначе и успешнее.

 

18.08.2004.

__________________________

[1] К.Р.Поппер. Квантовая теория и раскол в физике.- М.: «Логос», 1998.- С. 70.